|
От своей бабушки Марьи Алексеевны и няни Арины Родионовны
ещё с самого раннего детства Саша Пушкин услышал много народных сказок и песен.
Бабушке, её старинным сказкам, которые она ему рассказывала перед сном, в
будущем он посвятил стихотворения, в которых высказал и свою любовь и
признательность: « С усердием перекрестит меня / И шёпотом рассказывать мне
станет…»
Особенное значение имело его общение с няней, которая его
тоже горячо любила и относилась как к собственному внуку. Её он ласково называл
впоследствии «подругой дней… суровых», «голубкой», всегда стремился к встрече с
ней и верил, что она так же ждёт его возвращения в Михайловское.
Арина Родионовна была блестящей рассказчицей, умела так
проникновенно рассказать сказку или историю из жизни народа, спеть народную
песню, что маленький мальчик заслушивался, и многое запечатлелось благодарно в
его замечательной памяти и чуткой душе. Те, кто исследует сказки Пушкина отмечают, что многие из
услышанных в детские годы от бабушки и няни, он пересказал позже в собственном
переложении. А иногда и сам сочинял в фольклорном стиле, выражая мощь и глубину
народной мысли и духа.
Литературная обработка подняла сказки, чудесные образы и
сюжеты которых родились в народном сознании, на высшую ступень поэтического
творчества. Общаясь с простым народом, с крестьянами, Пушкин впитывал лучшие
традиции, присущие русскому народу в осмыслении жизненных явлений. В них поэт
отразил вековечную народную мечту, веру в непременную победу в противостоянии
добра – злу и воплотил её в своих сказочных героях.
Образы героев «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказки о рыбаке и
рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» и других – любимы многими
поколениями детей и взрослых . Используя богатство народных образов,
поэтических средств выражения, Пушкин проникает в душу читателя и очаровывает
её волшебством сюжета, подлинностью чувств, увлекательной интригой,
красочностью передачи русской природы, её единства с народом. Настрой на
народную поэзию, на основу сказок, лирическую окраску, которая свойственна
самобытному устному народному поэтическому творчеству, поэт сохранил во всех
произведениях этого жанра. |
|